МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наёмных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Среднедушевые денежные доходы (в месяц) исчисляются делением годового объёма денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения.

Располагаемые денежные доходы – денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов.

Реальные располагаемые денежные доходы – относительный показатель, исчисленный путём деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчётном периоде) располагаемых денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий период.

Реальные денежные доходы – относительный показатель, исчисленный путём деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчётном периоде) денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и не денежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая системный характер. Пособия, получаемые работниками из государственных социальных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату.

Реальная начисленная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчётном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной начисленной заработной платы путём деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Средний размер назначенных пенсий определяется делением общей суммы назначенных пенсий на численность пенсионеров, состоящих на учёте в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Реальный размер назначенных пенсий – относительный показатель, исчисленный путём деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчётном периоде) назначенных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

К пенсионерам относятся лица, реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и межгосударственными соглашениями, постоянно проживающие в Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

C 2013 года Федеральным законом от 03.12.2012 № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» изменен порядок определения потребительской корзины и прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации.

Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания (в натуральных показателях), а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания (в объёме по 50% от стоимости продуктов питания), необходимого для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, и устанавливается Федеральным законом – в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации – в субъектах Российской Федерации.

Начиная с III квартала 2013 года расчёты величины прожиточного минимума в целом по Пермскому краю производятся Министерством социального развития Пермского края на основании потребительской корзины, установленной Законом Пермского края от 28.08.2013 № 224-ПК «О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в целом по Пермскому краю» (в 2007-2012 годах на основании Закона Пермского края от 24.11.2006 № 32-КЗ «О потребительской корзине в Пермском крае»).

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объёма денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Располагаемый доход домашних хозяйств представляет собой сумму доходов, полученных в результате первичного распределения (оплата труда, смешанные доходы, сальдо доходов от собственности), а также в результате перераспределения доходов в денежной форме (текущие трансферты).

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств включает их расходы на покупку потребительских товаров и услуг, а также стоимость потребления товаров и услуг в натуральной форме – произведённых для себя, полученных в качестве оплаты труда и в виде социальных трансфертов в натуральной форме, т.е. бесплатных или льготных индивидуальных товаров и услуг, полученных от государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), приобретение недвижимости, прирост финансовых активов. Прирост финансовых активов состоит из прироста (уменьшения) вкладов на счетах граждан, денег на руках у населения, расходов на приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, изменения средств на счетах индивидуальных предпринимателей, задолженности по кредитам.

Налогооблагаемые денежные доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей рассчитываются на основе данных отчётности Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю. Расчёт включает объёмы налоговой базы физических лиц (по данным формы № 5-НДФЛ и формы № 5-ДДК), налоговой базы по единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности (по данным формы № 5-ЕНВД), налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения (по данным формы № 5-УСН), налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу (по данным формы № 5-ЕСХН).

Выплаченные населению пособия рассчитываются на основе данных отчётности органов исполнителей власти Пермского края и данных Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пермскому краю. Расчёт включает данные о суммах социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; ежемесячных пособий на ребёнка; выплаченных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; денежных выплат населению в рамках реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (по данным формы № 1-соцвыплаты), а также данные о суммах выплаченных пособий на погребение и ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан по расходным обязательствам Российской Федерации (по запросу от территориальных Отделений Пенсионного Фонда Российской Федерации) и иные выплаты.

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов. Ряды распределения строятся с применением метода имитационного моделирования
в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Госкомстата России от 16.07.1996 № 61 по согласованию с рядом заинтересованных министерств и ведомств, путём преобразования эмпирического распределения, полученного на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в ряд распределения, соответствующий значению группировочного признака в генеральной совокупности (среднедушевому денежному доходу, полученному по данным баланса денежных доходов и расходов населения).

Распределение общего объёма денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объёма денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.

Дефицит денежного дохода определяется как сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до величины прожиточного минимума.

Уровень и структура денежных доходов домохозяйств получены по итогам выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, которое проводится Росстатом, во всех субъектах Российской Федерации. Начиная с 2016 года наблюдение проводится по выборочному методу с охватом 60 тыс. домохозяйств. Программа наблюдения основывается на опросе (интервьюировании) членов домохозяйств по итогам за календарный год, предшествующий году обследования. Единицей наблюдения при проведении Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах является частное домохозяйство и члены домохозяйства в возрасте 16 лет и более.

Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения.

Область изучения и распространения данных бюджетного обследования определяется целями: получения данных о распределении населения по уровню материального благосостояния, получения весовых показателей для расчёта индекса потребительских цен, обеспечения данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов.

Обследование бюджетов домашних хозяйств проводится ежеквартально во всех субъектах Российской Федерации. В Пермском крае обследованием охвачено 885 домашних хозяйств, что обеспечивает получение репрезентативных данных на региональном уровне. Итоги обследования разрабатываются ежеквартально и за год в целом.

Программа обследования основывается на ведении в домохозяйстве записей о текущих расходах и опросе (интервьюировании) членов домохозяйства по окончании учётного периода обследования.

Для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств, начиная с 1997 года, применяется двухступенчатая случайная выборка, построенная по территориальному принципу. Конечной единицей отбора является домашнее хозяйство (за исключением коллективных и институциональных), представляющее собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или в его части, как связанных, так и несвязанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, т.е. полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домашнее хозяйство может состоять из одного человека, проживающего самостоятельно.

Единицами обследования выступают домашние хозяйства и их отдельные члены. Выборка обеспечивает получение репрезентативных данных обследования на региональном уровне (субъектов Российской Федерации).

Численность малоимущего населения домашних хозяйств определяется на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств путём соизмерения доходов каждого обследованного домашнего хозяйства с величиной прожиточного минимума. При этом величина прожиточного минимума для домашнего хозяйства в целом определяется исходя из его состава как сумма соответствующих показателей, установленных в конкретном субъекте Российской Федерации для различных социально-демографических групп населения, а доходы представляют собой сумму денежных средств и натуральных поступлений, которые находились в распоряжении домашнего хозяйства в течение учётного периода обследования для обеспечения всех расходов (как потребительских, так и не связанных с потреблением) и создания сбережений.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств состоят из потребительских расходов, а также оценки в денежном эквиваленте стоимости натуральных поступлений продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. В расходы на конечное потребление не включается стоимость товаров, если они были приобретены не для собственного потребления.

Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, направленных на приобретение потребительских товаров и услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретённых в качестве капиталовложений, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями.

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств – объём денежных и натуральных (в стоимостной оценке) средств, которыми располагали домашние хозяйства для финансирования своего потребления и создания сбережений в период обследования.

Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Пермского края.

Жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В составе жилищного фонда не учитываются дачи, летние садовые домики, спортивные и туристские базы, мотели, кемпинги, санатории, дома отдыха, пансионаты, дома для приезжих, гостиницы, казармы, кельи, железнодорожные вагончики и другие строения.

Учёт ведется по основным видам собственности:

частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Общая площадь жилого помещения состоит
из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Виды жилых помещений. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Жилым домом признаётся индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признаётся структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой признаётся часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Благоустройство населённых пунктов. В число населённых пунктов, имеющих централизованное водоснабжение и водоотведение (канализацию), включаются те города, посёлки городского типа и сельские населённые пункты, в которых водопроводы и отдельные водопроводные сети отпускают воду населению и бюджетофинансируемым организациям, а канализационные сети осуществляют централизованный отвод сточных вод из жилых домов и бюджетофинансируемых организаций.

Сведения о регистрации прав на жилые помещения приведены по договорам купли-продажи жилых помещений, заключённым до 1 марта 2013 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой гражданского кодекса Российской Федерации», положения которого привели к существенным изменениям института регистрации прав на недвижимое имущество.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются адресным видом социальной помощи и предоставляются гражданам органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в соответствии с действующим законодательством определённым категориям граждан, в том числе совместно с ними проживающим членам их семей (если это предусмотрено соответствующим данной категории граждан законодательством), в виде скидки к начисленной сумме платежа за жилое помещение и коммунальные услуги или в виде денежной выплаты гражданину через банковские счета, организации связи или иным способом.